https://etalonline.by/document/?regnum=u81801804&q_id=0
АЛГОРИТМ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ РОДИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И (ИЛИ) СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ О НАЛИЧИИ ПРИЗНАКОВ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7февраля2018г.№05-01-07/1121/дс
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, всилу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел(далее–ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования
1Статья9ЗаконаРеспубликиБеларусьот19ноября1993г."Оправахребенка".
Насилие– любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия:физическое,сексуальное,психическое.
Физическое насилие–преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти,или вызывают серьезные,требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания,наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка
Психическое (эмоциональное)насилие–длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности
Указанныедействиявыражаютсяводнократномилихроническомвоздействиина ребенка,враждебномилибезличномотношениикнему.Последствияихприводяткснижению самооценки,утратеверывсебя,формированиюпатологическихчертхарактера,вызывающих нарушениесоциализации.
Психическоенасилиепосвоейсущностиявляетсянаиболеелатентным,таккак сложнодоказуемоввидуотсутствиявнешнихследов.
Сексуальноенасилие–вовлечениеребенкасегосогласияилибезтаковоговпрямые илинепрямыедействиясексуальногохарактерасовзрослымсцельюполученияпоследним сексуальногоудовлетворенияиливыгоды.Сексуальноенасилиевключаеткакпрямые сексуальныеконтакты,такинепрямые:демонстрацияребенкуобнаженныхгениталий, демонстрацияпорнографическихматериалов,атакжевовлечениеребенкавизготовление подобныхматериалов,подглядываниезаребенкомвовремясовершенияиминтимных процедур,"груминг",осуществляемый,какправило,посредствомсетиИнтернет.
Указанноенасилиетакжеявляетсявысоколатентнымявлением,таккакпоразличным причинам(чувствобоязни,стыда,виныит.п.)сталкивающиесяссексуальнымнасилиемдети редкообращаютсязапомощью.
Раннеевыявлениеслучаевнасилиявотношениинесовершеннолетнихиоказаниедетям комплекснойпомощиминимизируетвредихздоровьюиразвитию.
Цельюинформированияявляетсяповышениеоперативностивполученииинформациио фактахжестокогообращенияснесовершеннолетнимисцельюсвоевременногореагированияи оказаниянеобходимойпомощиразличнымисубъектамипрофилактикиправонарушенийв сфереихкомпетенции.
Педагогическимработникамвходеобразовательногопроцесса,изученияособенностей семейноговоспитанияобучающихся,припроведениибеседсобучающимисяиихзаконными представителяминеобходимообращатьвниманиена:
1.Признакифизическогонасилия:множественныесиняки,царапиныирубцы,ожоги, ссадины,различногородатравмы.Наиболеераспространеннымсвидетельствомфизического насилияявляютсясиняки.Онеслучайномхарактерелюбыхповрежденийнателеребенка свидетельствует:
ихрасположение(наплечах,груди,ягодицах,внутреннейповерхностибедер,нащеках ит.д.);
очертанияповрежденийнакоженапоминаюттепредметы,которымионибыли нанесены(пряжкаремня,шнур,палка,следыпальцев).Могутбытьмножественныеследы избиения,приэтомнарядусосвежимиповреждениямимогутвизуализироватьсястарыерубцы ишрамы.
2.Формыпсихическогонасилия:открытоенеприятиеикритикаребенка,оскорблениеи унижениеегодостоинства,угрозы,проявляющиесявсловеснойформебезфизического насилия,преднамереннаяфизическаяилисоциальнаяизоляция,предъявлениеребенку чрезмерныхтребований,несоответствующихеговозрастуивозможностям;однократное грубоепсихическоевоздействие,вызвавшееуребенкапсихическуютравму.
3.Особенностифизическогосостоянияиповеденияребенка:сексуализированное поведение(например,интересуребенкакфильмамэротическогоипорнографического характера,имитацияполовогоактаспомощьюкукол,склонностьксексуальнымдействиямс другимидетьми),заниженнаясамооценка,отвращение,стыд,вина,недоверие,чувство собственнойиспорченности,несвойственныеранееребенкунепристойныевыражения, суицидальныеразговорыипопыткиидр.4
4Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетнихиподразделенийпопротиводействиюиторговлелюдьмиввопросахвыявленияи профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные12.12.2017МинистерствомвнутреннихделРеспубликиБеларусь.
4.Особенностивзаимоотношенийвсемье,еслинаблюдаются:
неоднократноеобращениезамедицинскойпомощьювсвязисповреждениями;
несоответствиехарактераповрежденияобстоятельствамслучившегосяпорассказам законныхпредставителейилиочевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновениятравмыуребенка;
обвинениевслучившемсясамогонесовершеннолетнего;
отсутствиеобеспокоенностизасудьбуиздоровьеребенка,бездействиеилипозднее обращениезамедицинскойпомощью;
неадекватнаяоценкатяжеститравмы,стремлениееепреувеличитьилиприуменьшить;
обеспокоенностьсобственнымипроблемами,рассказыотом,какихнаказывалив детстве.
Перечисленныепризнакиещенесвидетельствуютотом,чтовотношенииребенка имеломестонасилие,онимогутбытьобусловленыдругимипричинами.Темнеменеетакие "знаки"должныпривлечьвниманиепедагогическогоработника.
Такжеповодомдляинформированиязаконныхпредставителейобучающихсяи(или) сотрудниковоргановвнутреннихдел(далее–ОВД)оналичиипризнаковнасилияв отношениинесовершеннолетнихмогутбыть:
информация,поступившаяотребенка;
информация,поступившаяотчленовсемьинесовершеннолетнего; информация,поступившаяотработниковучрежденийобразования; информация,поступившаяотсверстниковидрузей,соседей,иныхграждан;
информация,собраннаявходепсихологическойдиагностики,наблюденийзаребенком; информация,поступившаяотмедицинскогоработникаучрежденияобразования.
Информированиепедагогическимиработникамиродителей,опекунов,попечителей обучающихсяи(или)сотрудниковоргановвнутреннихделоналичиипризнаков насилиявотношениинесовершеннолетних
Привыявлениипризнаков(фактов)насилиянадребенком,указанныхвпунктах1–4 настоящегоалгоритма,илиприполученииинформацииоттретьихлицпедагогические работникинезамедлительно(втотжерабочийденьлибо,непозднееследующегорабочего дня)информируют(вустнойформе)обэтомсвоегоруководителяиспециалистасоциально-педагогическойипсихологическойслужбыучрежденияобразования.
Руководительучрежденияобразованияпослетого,какемусталоизвестноопризнаках (факте)насилия:
незамедлительносообщаетпотелефонувуправление(отдел)образования,спортаи туризмарай(гор)исполкомаиОВДдляпринятиямерреагирования,втотжерабочийдень либонепозднееследующегорабочегоднянаправляетписьменнуюинформациювуказанные государственныеорганы;
поручаетпедагогу-психологуучрежденияобразованияпровестиконсультацию(беседу) снесовершеннолетним,ставшимжертвойнасилия,вцеляхустановленияпричинтравму ребенкаиоказанияемупсихологическойпомощи;
незамедлительноинформируетродителей,опекунов,попечителейопризнаках(факте) насилиявотношениинесовершеннолетнего,вслучаееслинасилиевотношенииребенка совершенососторонытретьихлиц.
СотрудникиОВДприполученииинформацииотруководителяучрежденияобразования: осуществляютизучениеианализпоступившейинформации;
вустановленномпорядкепроводятпроверкупопредоставленнойинформации.
Вслучаееслисталоизвестноофактенасилия,совершенномзаконнымпредставителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организоватьработувсоответствиисМетодическимирекомендациямипомежведомственному взаимодействиюсубъектовпрофилактикиввопросахвыявлениядетей,оказавшихсяв неблагополучнойситуации,утвержденными14.12.2017МинистромобразованияРеспублики Беларусь,ипринятьмеры,направленныеназащитужизнииздоровьяребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуальногонасилиявотношениинесовершеннолетнегопедагог-психологоказываетему психологическуюпомощьисоциально-педагогическуюподдержкувучрежденииобразования5.
5Статья18ЗаконаРеспубликиБеларусьот1июля2010г."Обоказаниипсихологической помощи".
раскрыть » / « свернуть