Беларусь… Сколько в этом слове силы, достоинства, веры, добра и любви. Белая – значит светлая, чистая, невинная. Беларусь – это замечательная страна! У нее есть своя история, свои традиции и культура.
Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Любовь к Родине формируется постепенно в процессе накапливания представлений об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народным традициям, культуре Белорусского народа. В соответствии с целевой направленностью и задачами Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 учебный год, в учреждении дошкольного образования разработан «План мероприятий по патриотическому воспитанию обучающихся» - это система работы с воспитанниками, педагогами, родителями по формированию основ гражданско – патриотической культуры. Вся работа по формированию основ гражданско-патриотической культуры в учреждении образования опирается на основные разделы и задачи учебной программы дошкольного образования.
Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с воспитания любви и привязанности к малой Родине. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь: к самым близким людям. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славятся родные места. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину.
Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край, страну. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольного учреждения ставится ряд задач:
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую Родину;
- формирование представлений о государственных праздниках общереспубликанских праздничных днях;
- формирование представлений о белорусской армии, воинах, охраняющих нашу страну, о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края;
- формирование представлений о белорусских народных промыслах, предметах декоративно-прикладного искусства, элементах белорусского национального костюма; блюдах белорусской народной кухни;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, уважительного отношения к истории и культуре своей страны, народа.
Система работы по организации патриотического воспитания построена по направлениям:
- История Беларуси: возникновение и развитие
- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;
- национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;
- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;
- сведения из истории семьи и страны: быт предков; родословная; памятные места поселка, города и столицы; события Великой Отечественной войны, защитники Отечества;
-сведения из истории происхождения: названия поселка, города, достопримечательностей, названия Республики Беларусь и её столицы;
- содружество с другими государствами: в промышленности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой Отечественной войны; ближние и дальние страны, представления о других нациях, их культуре.
2. Символы Беларуси
- символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государственного гимна Республики Беларусь;
- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для Беларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).
3. Достопримечательности Беларуси
- исторические памятники: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно-парковые комплексы;
- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, библиотеки, стадионы, мосты;
- природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;
- ведущие отрасли производства, промышленности, сельского хозяйства: заводы, фабрики;
- места для отдыха и развлечений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;
- национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.
4. Государственные и народные праздники
- государственные праздники: День Конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики);
- национальные праздники: Рождество, Коляды, Масленица, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Дожинки, День памяти.
5. Знаменитые белорусы
- защитники Отечества;
- исторические личности;
- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искусстве.
6. Народные промыслы и искусство Беларуси
- народные промыслы: ткачество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;
- народная медицина: использование продуктов питания в лечебных целях;
- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышивка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, подготовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;
- изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.
7. Белорусское народное творчество
- белорусский народный фольклор: колыбельные, потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;
- белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;
- народные детские игры в далёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;
- народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппликация соломкой; вытинанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);
- белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;
- народные национальные костюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения частей костюма.
раскрыть » / « свернуть