№ задания
|
Направление, тема
|
Форма работы
|
Время проведения
|
Ответственный педагогический работник
|
1. «БИОРАЗНООБРАЗИЕ». ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ
Цель: организация деятельности воспитанников, направленной на изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения дошкольного образования, изучение способов сохранения и увеличения видового разнообразия; реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование об экологических проблемах своей местности, приобщение детей и взрослых к рациональному использованию природных ресурсов.
|
1.1.
|
Изучение разнообразия типичных (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории
|
|
«Экологическая тропа учреждения дошкольного образования»
|
Создание макета экологическая тропа
|
сентябрь/октябрь
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
|
«Наши деревья и кустарники на картосхеме»
|
Составление картосхемы совместно с детьми (рядом с картосхемой изображение видов деревьев и кустарников). Паспорт-описание видового разнообразия деревьев и кустарников
|
сентябрь/октябрь
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
|
"Природа глазами детей"
|
Выпуск экологической газеты
|
октябрь
|
Чайчиц Т.А.
|
|
"Спасем природу"
|
Квест - игра
|
ноябрь
|
Макаревич А.И. |
«Красота осени в деревьях и кустарниках»
|
Выставка рисунков деревьев и кустарников
|
ноябрь
|
Чайчиц Т.А.
|
|
"Осень, осень в гости просит!"
|
Экскурсия в осенний лес
|
ноябрь
|
|
«Чудеса осеннего листочка»
|
Конкурс на лучший семейный букет из опавших листьев
|
ноябрь
|
Макаревич А.И.
|
|
«Деревья зимой»
|
Занятие по образовательной области «Ребенок и природа»
|
декабрь
|
Чайчиц Т.А.
|
«Сохраним жизнь дереву»
|
Акция по сбору макулатуры
|
декабрь
|
Чайчиц Т.А.
Авласова Н.Г.
|
|
Лэпбук «Деревья»
|
Совместное изготовление с детьми и семьями воспитанников
|
январь
|
Чайчиц Т.А.
|
|
«Встреча зимы"
|
Целевая прогулка
|
января
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
|
«Правила поведения в природе»
|
Разработка и оформление буклетов
|
февраль
|
Макаревич А.И.
|
|
«Огород на подоконнике»
|
Создание мини-огорода в группе
|
февраль
|
Воспиатели ДО
|
|
«Весна пришла и все проснулось»
|
Наблюдение за растительным миром с приходом весны
|
март
|
Чайчиц Т.А.
|
|
«Всемирный день леса»
|
Изготовление плакатов «Почему нужно беречь лес»
|
к 22 марта
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
|
«Деревья и кустарники весной»
|
Тематическая неделя, разные виды детской деятельности
|
1-я неделя апреля
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
|
"Дети в гостях у лесовичка" |
Экологический квест
|
апрель
|
|
ЭКОкорреспондент
|
Подготовка информационных материалов о реализации экологических инициатив в СМИ, на сайт учреждения
|
в течение учебного года
|
Воспитатели ДО
|
1.2.
|
Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории.
|
|
«Дикорастущие травянистые растения на наших участках»
|
Практическая работа по изучению дикорастущих травянистых растений осенью.
|
сентябрь
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
|
«Дикорастущие растения осенью»
|
Тематическая неделя, разные виды детской деятельности
|
ноября
|
Авласова Н.Г.
Домино Т.И.
|
|
«Дикорастущие растения весной»
|
Тематическая неделя, разные виды детской деятельности
|
1-я неделя апреля
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
Авласова Н.Г.
|
|
Природное сообщество «Луг. Поле» (дикорастущие растения)
|
Тематическая неделя, разные виды детской деятельности
|
4-я неделя апреля
|
|
«Красная книга РБ» (дикорастущие растения)
|
Тематическая неделя, разные виды детской деятельности
|
3-я неделя мая
|
Чайчиц Т.А.
|
|
«Дикорастущие травянистые растения на наших участках»
|
Практическая работа по изучению дикорастущих травянистых растений весной.
|
апрель
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
|
«Дикорастущие травянистые растения. Какие они?»
|
Игра-викторина на лучшее знание травянистых растений
|
май
|
Макаревич А.И.
|
1.3.
|
Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования.
|
|
«Наши гости»
|
Наблюдение за стаями грачей, галок и ворон на наших участках. Изучение отличительных особенностей
|
октябрь
|
Авласова Н. Г.
Чайчиц Т.А.
Данилкович Е.Н.
|
|
Картосхема обитания видов птиц на территории учреждения
|
Составление картосхемы. Паспорта птиц.
|
ноябрь
|
Чайчиц Т.А.
|
|
«Изучение разнообразия птиц»
|
Наблюдение за птицами. Изучение поведения птиц в холодные снежные дни
|
ноябрь-декабрь
|
Макаревич А.И.
|
|
«Узнай птиц по голосу»
|
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа»
|
январь
|
Домино Т. И.
|
|
«Птицам рада детвора»
|
Наблюдение
|
март
|
Макаревич А.И.
|
|
«День птиц»
|
Международный день птиц.
Выставка рисунков «Птицы моего края»
|
к 1 апреля
|
Чайчиц Т.А.
|
|
«По страницам Красной книги РБ»
|
Экологический квест
|
май
|
Авласова Н. Г.
|
|
ЭКОкорреспондент
|
Подготовка информационных материалов о реализации экологических инициатив в СМИ, на сайт учреждения
|
в течение учебного года
|
Воспитатели ДО
|
1.4
|
Изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования.
|
|
«Насекомые как живые существа»
|
Тематическая неделя, разные виды детской деятельности
|
октябрь
|
Чайчиц. Т.А.
|
|
Картосхема обитания видов насекомых на территории учреждения дошкольного образования
|
Составление картосхемы. Паспорт насекомых
|
ноябрь
|
Чайчиц Т. А.
Макаревич А.И.
|
|
«Где живут насекомые?»
|
Исследовательская деятельность
|
ноябрь
|
Беринчик С.И.
Авласова Н.Г.
|
|
Лэпбук «В мире насекомых»
|
Совместное изготовление с детьми и семьями воспитанников
|
декабрь
|
Данилкович Е.Н.
Беринчик С.И.
|
|
«Насекомые. Какие они?»
|
Создание интеллект-карт
|
февраль
|
Чайчиц Т.А.
|
|
«Литературная гостиная»
|
Чтение стихов, рассказов
|
март
|
Домино Т.И.
|
|
«Самая красивая бабочка»
|
Выставка рисунков
|
апрель
|
Авласова Н.Г.
Данилкович Е.Н.
Беринчик С.И.
|
|
«Красная книга РБ» (насекомые)
|
Тематическая неделя, разные виды детской деятельности
|
3-я неделя мая
|
Чайчиц Т.А.
|
|
«Природа родного города»: видовое разнообразие насекомых природного окружения
|
Экскурсия
|
июнь
|
Чайчиц Т. А.
Макаревич А.И.
|
1.5.
|
Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) и разработать план действий по увеличению биоразнообразия данной территории.
|
|
«Сделаем наш детский сад цветущим»
|
Составление плана действий по увеличению биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования на 2023/2024 учебный год (в картинках и схемах). Представление его перед родителями
|
октябрь
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
1.6.
|
Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц.
|
"Птицам помогаем - природу сохраняем!
|
Акция: изготовление и размещение кормушек на территории. Организация регулярной подкормки птиц
|
ноябрь
|
Чайчиц Т.А.
Авласова Н.Г.
Данилкович Е.Н.
|
|
"Покормите птиц зимой!"
|
Акция: участие семей воспитанников в подкормке птиц дома и учреждении дошкольного образования.
|
ноябрь -январь
|
Воспитатели ДО
|
|
«По деревьям вверх и вниз скачет стайка птиц- синиц»
|
Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки.
|
ноябрь -февраль
|
Макаревич А.И.
|
1.7.
|
Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) искусственных гнездовий для птиц.
|
|
"Тили-тели, тили - тели, с юга птицы прилетели!"
|
Наблюдения за заселением искусственных гнездовий для птиц (скворечники, дуплянки и др.).
|
март
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
|
Искусственные гнездования для птиц
|
Размещение на картосхеме территории учреждения (или прилегающей к нему территории) количества искусственных гнездований
|
март-апрель
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
1.8.
|
Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования «Клумбы для бабочек»
|
|
«Большая клумба для бабочек»
|
Совместный с детьми осенний уход за центральной «Клумбой для бабочек» сбор семян, посев семян на зиму.
|
октябрь-ноябрь
|
Авласова Н.Г.
Чайчиц Т.А.
Беринчик С.И.
|
|
«Соберём семена цветов дома и в детском саду»
|
Акция совместно с родителями. Трудовая деятельность. Подготовка посадочного материала для «клумб бабочек».
|
октябрь
|
Авласова Н.Г.
Чайчиц Т.А.
Беринчик С.И.
|
|
«Вот так клумбы у нас! Бабочки на них – просто класс!»
|
Продолжение модернизации «клумб для бабочек» на участках, совместный с детьми осенний уход.
|
сентябрь-октябрь
|
Авласова Н.Г.
Чайчиц Т.А.
Беринчик С.И.
|
|
«Цветы для бабочек»
|
Трудовая деятельность. Высадка и уход за рассадой цветов на «огороде на подоконнике».
|
февраль -май
|
Воспитатели ДО
|
|
«Клумба для бабочек на картосхеме»
|
Обозначение на картосхеме созданных в учреждении «клумб для бабочек»
|
март
|
Чайчиц Т.А.
|
1.9.
|
Создание пруда, заселение его растениями. При наличии старого пруда – изучение его состояния, при необходимости принятие мер по увеличению его биоразнообразия
|
|
«Наш пруд на картосхеме»
|
Обозначение на картосхеме созданного «пруда».
|
май
|
Чайчиц Т.А.
|
|
«Маленький наш пруд»
|
Совместная с детьми работа в уголке «пруд», заселение его растениями.
|
апрель -май
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
1.10.
|
Посадка деревьев и кустарников, создание на территории учреждения дошкольного образования «дикого луга» с целью увеличения разнообразия животного мира.
|
|
«Посадим дерево вместе»
|
Природоохранная акция (высадка местных видов деревьев и кустарников совместно с родителями)
|
март-апрель
|
Домино Т.И.
Макаревич А.И.
Данилкович Е.Н.
|
2. «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ». ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ
Цель: формирование сознательного отношения у детей и взрослых к сбережению и экономии энергоресурсов в учреждении дошкольного образования и дома; реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование об экологических проблемах своей местности, приобщение детей и взрослых к рациональному использованию природных ресурсов.
|
2.1
|
Сбережение электроэнергии в детском саду
|
Составление совместно с детьми плана действий по сбережению электроэнергии в учреждении (в картинках).
|
сентябрь/октябрь
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
2.2
|
«Где живёт электричество в детском саду?»
|
Обозначение на схематическом плане здания учреждения основных приборов, потребляющих электроэнергию, их мощность, режим работы
|
октябрь
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
2.3
|
"Свет, газ, воду бережем! Экономно мы живем!"
|
КВН
|
октябрь
|
|
2.4
|
Международный день энергосбережения
|
Демонстрация видеороликов по энергосбережению
|
11 ноября
|
Чайчиц Т.А.
Авласова Н.Г.
Данилкович Е.Н.
|
2.5
|
«Как люди обнаружили электричество, как электричество попало в дом»
|
Рассматривание книг, иллюстраций, энциклопедий
|
ноябрь
|
Домино Т.И.
|
2.6
|
Взрослым от детей: советы по энергосбережению
|
Разработка и раздача памяток для сотрудников детсада
|
ноябрь
|
Авласова Н.Г.
|
2.7
|
«Юнные исследователи»
|
Познавательно-практическая деятельность
|
ноябрь
|
Макаревич А.И.
Беринчик С.И.
|
2.8
|
«Разноцветные лампочки»
|
Продуктивная деятельность (аппликация, лепка, рисование)
|
декабрь
|
Чайчиц Т.А.
Данилкович Е.Н.
|
2.9
|
«Берегите Энергию!»
|
Физкультурный досуг
|
декабрь
|
Хомич Р.М.
Чайчиц Т.А.
|
2.10
|
«Уходит ли тепло из детского сада?»
|
Экскурсия-исследование «Уходит ли тепло из детского сада?»
|
январь
|
Чайчиц Т.А.
|
2.11
|
«На знак посмотри- электричество сохрани»
|
Изготовление сигнальных знаков
|
январь
|
Домино Т.И.
Чайчиц Т.А.
|
2.12
|
«В страну электричества»
|
Игра-путешествие
|
февраль
|
Данилкович Е.Н.
|
2.13
|
«Экономим и бережем»
|
Изготовление памяток для родителей.
|
февраль
|
Чайчиц Т.А.
|
2.14
|
«Сэкономим энергию»
|
Конкур рисунков
|
март
|
Домино Т.И.
Беринчик С.И.
|
2.15
|
«Путешествие в страну Электричества»
|
Занятие по образовательной области «Ребенок и общество»
|
апрель
|
Макаревич А.И.
|
2.16
|
ЭКОкорреспондент
|
Подготовка информационных материалов о реализации экологических инициатив в СМИ, на сайт учреждения
|
в течение учебного года
|
Воспитатели ДО
|
3. «ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ». ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ
Цель: приобщить детей и взрослых к рациональному использованию воды через различные виды и формы совместной образовательной и поисково-исследовательской деятельности; реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование об экологических проблемах своей местности, приобщение детей и взрослых к рациональному использованию природных ресурсов.
|
3.1
|
Откуда берётся вода?
|
Беседа-рассуждение
|
октябрь
|
Чайчиц Т.А.
|
3.2
|
Путешествие Капельки по детскому саду
|
Экскурсия-исследование по изучению потребления воды в учреждении. На схематическом плане здания учреждения нанесение расположения приборов учёта воды, указание мест потребления воды в учреждении, режим их работы.
|
октябрь
|
Чайчиц Т.А.
Макаревич А.И.
|
3.3
|
Где живут капельки в детском саду?
|
Конкурс детских рисунков
|
ноябрь
|
Данилкович Е.Н.
Беринчик С.И.
|
3.4
|
Сбережение воды в детском саду
|
Составление плана действий по сбережению воды в учреждении в картинках.
|
ноябрь
|
Чайчиц Т.А.
|
3.5
|
«»Экономия- забота каждого»
|
Изготовление памяток (буклетов) для родителей
|
декабрь
|
Домино Т.И.
|
3.6
|
«Земля- голубая планета»
|
Занятие по образовательной области «Ребенок и природа»
|
декабрь
|
Беринчик С.И.
|
3.7
|
«Как мы экономим воду дома»
|
Мини-викторина
|
январь
|
Макаревич А.И.
|
3.8
|
«Каждому растению-глоток воды»
|
Акция
|
февраль
|
Чайчиц Т.А.
|
3.9
|
«Свойства воды»,
«Загрязнение воды.
Способы очищения воды»
|
Экспериментальная деятельность
|
февраль
|
Беринчик С.И.
Данилкович Е.Н.
|
3.10
|
«Круговорот воды в природе»
|
Составление мнемотаблицы
|
март
|
Чайчиц Т.А.
|
3.11
|
«Экономное расходование воды: начните с собственной квартиры»
|
Фотоотчет
|
апрель
|
Макаревич А.И.
|
3.12
|
ЭКОкорреспондент
|
Подготовка информационных материалов о реализации экологических инициатив в СМИ, на сайт учреждения
|
в течение учебного года
|
Воспитатели ДО
|
4. «ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ». ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ
Цель: привлечение внимания детей и родителей к проблеме загрязнения окружающей среды отходами, определение способов минимизации отходов, освоение приёмов раздельного сбора мусора;реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование об экологических проблемах своей местности, приобщение детей и взрослых к рациональному использованию природных ресурсов.
|
4.1
|
«Новая жизнь в обмен на крышечки»
|
Сдача крышечек, подведение итогов благотворительной акции сентябрь 2023 – май 2024
|
сентябрь-май
|
Воспитатели ДО
|
4.2
|
«Необычное из обычного»
|
Выставка подделок из вторичного сырья
|
октябрь
|
Чайчиц Т.А.
Авласова Н.Г.
|
4.3
|
«Сколько у нас отходов в детском саду и какие они?»
|
Изучение состава образующихся в детском саду отходов и анализ источников. Практическая работа по определению количества и качества отходов в детском саду.
|
ноябрь
|
Домино Т.И.
Авласова Н.Г.
|
4.4
|
Сбор образующихся органических отходов в детском саду
|
Практическая работа: реализация плана действий по минимизации отходов в учреждении, раздельному сбору отходов
|
декабрь
|
Чайчиц Т.А.
|
4.5
|
«Зимняя сказка»
|
Выставка елочных игрушек из вторсырья
|
декабрь
|
Воспитатели ДО
|
4.6
|
«Сделаем природу чище»
|
Занятие по образовательной области «Ребенок и природа»
|
январь
|
Авласова Н.Г.
|
4.7
|
«Собери макулатуру-спаси дерево»
|
Акция по сбору макулатуры
|
февраль-май
|
Воспитатели ДО
|
4.8
|
Советы по раздельному сбору и сдаче мусора
|
Оформление наглядно-информационных материалов для родителей по теме рационального использования отходов в родительских уголках групп
|
февраль
|
Чайчиц Т.А.
|
4.9
|
«Мы с природой дружим, мусор нам совсем не нужен»
|
Выставка детских рисунков
|
март
|
Макаревич А.И.
|
4.10
|
«Отходы в доходы»
|
Огород на подоконнике (фотоотчет)
|
март -апрель
|
Воспитатели ДО
|
4.11
|
«Если закопать в землю мусор, что произойдет?
|
Практическая деятельность в природе
|
апрель
|
Домино Т.И.
|
4.12
|
ЭКОкорреспондент
|
Подготовка информационных материалов о реализации экологических инициатив в СМИ, на сайт учреждения
|
в течение учебного года
|
Воспитатели ДО
|